Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет

Спроектированный во второй половине 70-х, Ильюшин Ил-86 был первым советским широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Лайнер был спроектирован в ответ на работу по аналогичным машинам на западе, а также из-за растущего числа пассажиров, обслуживаемых Аэрофлотом.

Происхождение.
В 1960-х годах произошло быстрое развитие пассажирской авиации. Более низкие транспортные расходы и растущее число рейсов означали, что число пассажиров будет быстро расти и превышать возможности устраивающих моделей самолетов. Поэтому в США и Западной Европе начались работы над новыми пассажирскими самолетами вместимостью более 300 пассажиров.

Также и СССР интересен этот тип самолетов, хотя в основном это было связано с желанием идти в ногу с западными авиакомпаниями. Работы над новым самолетом начались в 1969 году. Первоначально рассматривалось строительство увеличенного пассажирского самолета типа Ил-62, но эта концепция была отклонена из-за технических трудностей. Среди многочисленных появившихся концепций была даже попытка приспособить транспортный самолет Ил-76 для пассажирских перевозок с двумя этажами.

В конце концов, ни одна из этих концепций не была реализована, и в марте 1970 года было принято решение построить с нуля пассажирский самолет нового типа, получивший обозначение Ил-86. Предполагалось, что машина будет более автоматизированной по сравнению со старыми советскими самолетами, и благодаря своим большим размерам она должна была быть приспособлена для перевозки 350 пассажиров и 40 тонн груза на дальности 3600 км или 5800 км без груза.

Первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет.
Бригада конструкторов Ильюшинского конструкторского бюро с самого начала работ над Ил-86 столкнулась с многочисленными проблемами, крупнейшей из которых было отсутствие двигателей с достаточной мощностью и соответствующей авионики, что позволило бы сократить экипаж в кабине с 4-5 человек до 3 человек. Первоначальная конструкция самолета была представлена 17 мая 1971 года, а первая готовая модель была завершена только в 1973 году.

Читайте также  «Русские витязи» пересядут на Су-30СМ

В ходе проектных работ рассматривалось использование различных двигателей, в том числе импортных. Советский Союз вел переговоры с американцами, но в итоге продажа двигателей была заблокирована Вашингтоном. В ходе переговоров с представителями американских компаний даже появилась концепция лицензирования постройки самолета Lockheed L-1011 в СССР, но и это решение было заблокировано.

В конце концов, несмотря на проблемы и постоянные изменения в концепции, в конце 1976 года был завершен первый опытный образец нового самолета, который поднялся в воздух 22 декабря 1976 года. Испытания продолжались до 20 октября 1978 года, а сертификационные испытания были завершены 6 июня 1977 года. В процессе были обнаружены многочисленные структурные недостатки, которые должны были быть устранены до начала серийного производства.

Официально попытки Ил-86 запустить в серию начались 24 апреля 1979 года до начала летних Олимпийских игр в Москве, которые открылись 19 июля 1980 года. Однако этого не произошло, и испытания самолета проходили вплоть до 24 декабря 1980 года, после чего самолет, переданный Аэрофлоту, был подготовлен к первому коммерческому полету, который состоялся два дня спустя, 26 декабря.

С самого начала Ил-86 должен был эксплуатироваться в основном Аэрофлотом. Из-за своей дальности полета он был поставлен на обслуживание маршрутов средней протяженности, но со временем ему были назначены международные перелеты, такие как Москва-Гавана с остановками в Шенноне в Ирландии и Гандере в Ньюфаундленде. В последующие годы такие города, как Буэнос-Айрес, Монтевидео, Лима, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, присоединились к списку городов, в которые были открыты полеты на Ил-86.

В 1988 году восточно-германская авиакомпания Interflug сообщила о желании купить два Ил-86, но в итоге был выбран Airbus A310. Польский LOT также намеревался приобрести машины такого типа, но из-за политических изменений договор не был подписан. После распада СССР отдельные экземпляры Ил-86 были переданы более мелким авиакомпаниям из Армении, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Украины. Кроме того, три экземпляра были проданы в 1990 году авиакомпании China Xinjiang Airlines (Китай).

Читайте также  ОАК в рамках МАКС-2013 представит 20 самолетов

Производство Ил-86 продолжалось до 1997 года. Всего было построено 106 машин. Важно отметить, что хотя большая часть производства осуществлялась на заводе в Воронеже, заднюю часть фюзеляжа, пилоны двигателей и управляющие поверхности производились на заводах PZL в Польше — они составляли около 16% от всей конструкции самолета. В конечном итоге планировалось производство до 50% конструкции самолета в Польше.

В 2002 году в США и Европейском Союзе были введены новые стандарты шума, что предотвратило дальнейшую эксплуатацию Ил-86. Дополнительно в том же году, 28 июля одна из машин этого типа разбилась. Эти события привели к решению вывести все Ил-86 из эксплуатации (за исключением машин, используемых армией). Ил-86 оказался весьма успешным и, что немаловажно, безопасным пассажирским самолетом. В ходе испытаний произошло 10 аварий, но уничтожено всего 4 машины, на которых погибли 14 человек. Ни один пассажир не погиб.

В 1988 году была разработана укороченная версия Ил-86, обозначенная как Ил-96, которая поступила в серийное производство в 1993 году и все еще находится в эксплуатации.

Характеристики.
Ил-86 — длина корпуса составила 59,54 м, размах крыла 48, имеет максимальную взлетную массу 215 тонн. Силовая установка состояла из 4 двигателей Кузнецов НК-86, обеспечивающих максимальную скорость 950 км/ч и крейсерскую скорость 900 км/ч, а также дальность полета 3600–4600 км.