Вывод самолета из сваливания: нужно уметь, можно научить

Проблемы безопасности полетов, которые изложены в этой статье, увы, не новы. Мне, как профессионалу, занимающемуся этой тематикой уже много лет, ясно, что решение этих проблем в нашей стране до сих пор идет недопустимо медленно, — можно сказать, стоит на месте. Между тем на западе активно идут работы в этом направлении, причем с участием российских специалистов.

А у нас в стране знания и бесценный практический опыт, накопленный за прошлые годы, по сути, так и остаются невостребованными. Сегодня развитие компьютерных технологий достигло уровня, позволяющего с учетом накопленного опыта создать такой тренажер, который дал бы возможность пилотам транспортных самолетов получить практические навыки по предупреждению попадания самолетов в критические режимы и успешному выводу их из сложившихся ситуаций.

Bсе катастрофы, связанные с попаданием самолета в сложное пространственное положение (СПП) и режимы сваливания, объединены общей причинно-следственной связью: неготовностью (в том числе и психологической) экипажей гражданской авиации к распознаванию начала развития опасной ситуации и к действиям, необходимым для вывода воздушного судна из подобных ситуаций. Здесь и далее под СПП (на Западе используется термин Upset) будем подразумевать опасное нарушение допустимого летного положения воздушного судна, например чрезмерный крен или недопустимый угол тангажа. Сложное пространственное положение — это такое положение самолета в пространстве, когда его тангаж выше +25° или ниже –10°, крен превышает 45°. Нормальное эксплуатационное пространственное положение самолета находится в пределах всего лишь 10–13% от возможных значений (90° тангаж и 180° крен). Коммерческие пилоты подготовлены к управлению ВС на максимум 20–25% от этих значений (тангаж –10°…+30°, крен 0–45°). Но фактически при попадании ВС в сложное пространственное положение пределы, к которым подготовлены пилоты, значительно превышаются. Как правило, попадание самолета в СПП приводит к выходу самолета за ограничения по скорости полета и перегрузке.